

ВЛВиктор ЛевинОбозревательМинфин аннулировал акциз на денатурированный этиловый спирт, если он применяется в производстве бензина марки АИ-92. А Минэнерго готово отменить запреты на использование монометиланилина — вредной добавки, повышающей октановое число топлива.Как такой коктейль скажется на моторах наших автомобилей?
Виктор Левин
Или присадки, или ехать: бодяжить топливо заставляет его дефицит
Скажем сразу, что разрешение бодяжить бензин идет не от хорошей жизни. В половине регионов России наблюдается устойчивый дефицит моторного топлива и уже очевидно, что вызван он не только «сезонными» факторами и проведением сельхозработ.
Потери НПЗ от вражеских дронов засекречены, а повторять измышления вражеских пропагандистов не имеет смысла. Зато известно, что разбавление бензина этанолом и присадками ММА даст рост производства около 10 процентов.
Инициатива, предложенная вице-премьером Александром Новаком, направлена на то, чтобы сделать выпуск бензина с добавлением спирта экономически привлекательным для НПЗ.
Планируется увеличить максимально допустимую концентрацию этанола в бензине до 10% (в настоящее время — 1,5%). По подсчетам правительства, это позволит увеличить объем поставок топлива на внутренний рынок на 100 тыс. тонн каждый месяц.
В свою очередь октановое число для низкосортных бензинов повышается путем добавления монометиланилина (ММА). Добавление всего 1% ММА может повысить октановое число бензина на 2–6 пунктов. Это позволит перерабатывать больше низкооктановых фракций нефти и увеличить выпуск топлива класса 5 примерно на 50 тыс. тонн в месяц.
«Денатурированный этиловый спирт хотят добавлять при производстве бензина АИ-92. А чтобы не злоупотребляли, акциз будут обнулять, если этиловый спирт поступает в адрес НПЗ, у которого есть свидетельство на переработку нефти. Иными словами, речь о целевых поставках.Как, где и в каких объемах будет продаваться такой бензин, не говорят. И, скорее всего, особо афишировать не будут. Пока речь только о налогах на спирт.» — комментирует ситуацию главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Так что понять масштаб бодяжничества не представляется возможным. Но мы-то знаем, что если есть лазейка для легальной экономии расходов, ею обязательно воспользуются все, кто может. Но остается главный вопрос для миллионов автовладельцев: как наши автомобили переварят бензин, в котором 10 процентов спирта?
Обратимся к мировому опыту.
Бензин Е10: чем он опасен для автомобиля?
Для начала заметим, что топливо с 10-процентным содержанием этанола имеет мировой код Е10 и называется «био-бензином», потому что в качестве добавки используется спирт, полученный от переработки растений. Считалось, что добавление спирта в бензин экономит нефтепродукты и снижает вредные выбросы, поскольку продукты сгорания этилового спирта содержат меньшее количество токсичных веществ.
Однако 15 лет назад первые опыты с массовым использованием Е10 в странах ЕС выявили и проблемы, которые в первую очередь касались старых автомобилей с карбюраторными моторами.
— Использование топлива E10 приводило к увеличению потребления горючего и падению производительности мотора. — говорит автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Дело в том, что у био-бензина меньше энергоемкость, чем у обычного. Двигатели просто теряли мощность со всеми вытекающими последствиями в виде неровной работы на холостых оборотах, провалах при разгоне и пр.
По словам эксперта, агрессивный Е10 плохо контактировал с пластиковыми, алюминиевыми и резиновыми деталями автомобиля. Разного рода протечки стали обычным делом. Масло в огонь дискуссий добавило интервью менеджера BMW Томаса Брюнера, который доказал, что этанол в топливе приводит к образованию конденсата в моторе. И этот фактор как минимум приводит к быстрому износу деталей и требует более частой замены масла.
В свою очередь в 2011 году 70 процентов немецких водителей, напуганных перспективами капремонтов моторов, предпочитали заливать в баки 98-й бензин, что привело к дефициту этого топлива, тогда как Е10 было более чем достаточно.
Но с тех пор и сам био-бензин стал лучше, и большинство автопроизводителей выпускают машины, совместимые с Е10, о чем должно быть сказано в инструкциях по эксплуатации авто.
— В России средний возраст автомобилей больше 15 лет, поэтому в группе риска — миллионы. — замечает Игорь Лемешев. — Этанол — агрессивный растворитель. Он разрушает резиновые уплотнители, пластик топливной системы и вымывает осадок из старых баков, что грозит засорением фильтров и инжекторов. Так что всем сомневающимся водителям стоит проверить совместимость их машин с Е10.

Монометиланилин: временная мера или вечная реабилитация?
Монометиланилин, известный как ММА, представляет собой химическое соединение с чрезвычайно высоким октановым числом, достигающим приблизительно 280 единиц. Стоит заметить, что его применение, как и запреты носят спорный характер.
С одной стороны, начиная с 2016 года, использование ММА было законодательно запрещено на территории Таможенного союза, что было обусловлено высокой токсичностью препарата для людей и окружающей среды, а так же негативны воздействием на двигатели. Применение ММА приводит к образованию смолистых отложений в топливных форсунках, на свечах зажигания и в камере сгорания двигателя, что ухудшает его рабочие характеристики, увеличивает расход топлива и сокращает срок службы.
С другой стороны, есть ряд экспертов, которые считают гонения на ММА неоправданными, а его вред — не доказанным. Вот, например, что говорится в редакционной статье автожурнала «5 колесо»:


Тем не менее все понимающие в автомобильной теме люди согласны с тем, что, независимо от этанола и ММА, шанс нарваться на плохой бензин и скверную солярку в России все еще очень велик. Одна из самых популярных услуг в автосервисах — капитальный ремонт или замена мотора, на которую попадают отнюдь не только капризные китайские колесницы, но и самые знатные «мерседесы» с БМВ. Для них стоимость ремонта сегодня начинается от 1,5 миллионов рублей и выше.
Добавить комментарий